В конце октября в Вене прошла Объединённая европейская гастроэнтерологическая неделя, которая собрала около 13 тысяч врачей со всего мира. В рамках гастронедели медики представили 1,5 тысячи научных докладов. Коротко о самом интересном нам рассказал врач-гастроэнтеролог-гепатолог, член Российской гастроэнтерологической ассоциации Сергей Вялов.
Вылечить нельзя отрезать
Общий подход удивительный в этом году: если состояние плохо или совсем не поддаётся лечению в течение шести месяцев, нужно удалять орган. К примеру, если это хроническая изжога, предлагают ушить нижнюю часть пищевода, чтобы она лучше держала давление. Если функциональная диспепсия, (т.е. желудок не может нормально сокращаться и расслабляться, чтобы сначала вместить пищу, а потом вытолкнуть её из себя), и лекарство не помогает в течение полугода, рекомендуют удалить желудок. Любые нарушения со стороны желчного пузыря, которые сопровождаются болью и не вылечиваются за полгода, требуют удаления желчного пузыря. И даже при хроническом запоре, если слабительные не помогают и не дают устойчивого результата, рекомендуется удалить половину кишки и сделать калоприёмник. Это очень радикально, на мой взгляд. Да, симптомы очень сильно нарушают качество жизни и в некоторых случаях удаление органа целесообразно. Исследования показывают, что один из 10 больных синдромом раздражённого кишечника (СРК) во время очередного обострения думает о суициде. Но, в любом случае, нужно хорошо оценить все «за» и «против», прежде чем делать операцию.
Эозинофильный эзофагит и изжога
Эозинофильный эзофагит практически идентичен по проявлениям изжоге и рефлюксной болезни. Ключевое отличие: при рефлюксной болезни изменяются показатели кислотности, а при эозинофильном эзофагите этого не происходит. Это своеобразный вид воспаления, похожий на аллергию. Для того, чтобы выявить эзофагит, нужно брать биопсию – кусочки тканей пищевода – и высчитать, сколько там эозинофилов. Если их больше 15, то это эозинофильный эзофагит. Он лечится гормонами, а рефлюксная болезнь – средствами для снижения кислотности и итомедом, который восстанавливает сокращения нижнего пищеводного сфинктера. В Европе биопсия пищевода уже поставлена на поток, у нас её пока не берут и показатели кислотности не мерят. Поэтому в России большая проблема: мы пока не можем отличить рефлюксную болезнь от эозинофильного эзофагита. При этом, как показывают анализы, примерно у одного из 10 европейцев с изжогой есть такой эзофагит. И цифра, скорее всего, ещё будет расти. Потому что для западного мира это тоже ещё не рутинный метод обследования.
Эффективность лечения Helicobacter pylori в России низкая – не больше 70%
Положено, чтобы эффективность лечения была не ниже 80%, в Европе по разным странам – от 80% до 90%. Низкие показатели в России связаны с тем, что зачастую лечат ложный положительный результат. Дыхательный уреазный тест – это несовершенный метод диагностики Helicobacter pylori (H.Pylori, хеликобактер пилори). И если человек отступает от правил подготовки к тесту – выпил водички или покурил перед анализом, – у него возможен ложный положительный результат. К тому же многие люди не прекращают приём лекарств, которые влияют на анализы. Как минимум за две недели до теста на хеликобактер нужно завершить приём ингибиторов протонной помпы (ИПП) и за четыре недели – приём антибиотиков и висмута.
Терапию Helicobacter pylori нужно дополнять ребагитом или висмутом или пробиотиками
Общеевропейское исследование по эффективности схем лечения показало: тройная терапия против хеликобактер, когда назначаются только два антибиотика и ИПП, малоэффективна во всех странах, в том числе в России. Нужны дополнительные препараты – ребагит или висмут, или пробиотики. Если мы добавляем висмут, то это плюс 5-7% к эффективности, если ребагит или пробиотики, то плюс 7-10%. Точки приложения у этих препаратов разные, но в конечном счёте они помогают быстрее и качественнее уничтожить хеликобактер. Хеликобактер – это основная причина рака желудка. В коротком интервале времени мы не замечаем медленное развитие онкологии. Серьёзные изменения появляются через несколько лет. Это делает хеликобактер, скажем так, очень удобной инфекцией. Делайте тест на хеликобактер хотя бы раз в пять лет – и гарантированно выздоровеете, если заболевание есть. Совсем списывать со счетов инфекцию не стоит. Если просто курить бамбук, проблема будет.
Авторизуйтесь, чтобы проголосовать: