До недавнего времени считалось, что функции желчного пузыря сводятся к хранению и выделению желчи. Но современные исследования показывают, что этот орган – важное звено в гепатобилиарной системе, которое связывает печень и кишечник и таким образом поддерживает баланс холестерина, триглицеридов и желчных кислот.
Из-за того, что неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) приобрела масштабы глобальной мировой эпидемии, учёные заинтересовались взаимосвязью «ожирения» печени и желчнокаменной болезни. Ведь последняя – тоже далеко не редкость. Камни в желчном пузыре есть у 10-20% населения, и, как оказалось, они могут спровоцировать развитие НАЖБП. Равно как и жир в печени может стать причиной появления камней.
Обзорная статья на эту тему вышла в научном журнале «Медицинский совет». Её автор – доктор медицинских наук, профессор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Алексей Буеверов. Мы рассказываем об основных тезисах статьи.
Желчные камни и НАЖБП всегда где-то рядом
Несколько наблюдательных исследований отследили взаимосвязь желчных камней и ожирения печени. Так, Томас Коллер из Университета Коменского в Братиславе обнаружил, что желчнокаменная болезнь значительно чаще встречается среди людей с жировой болезнью печени – 47% против 26% в контрольной группе.
Аналогичные результаты получила другая группа учёных во главе с Паолой Лория из Университета Модены и Реджо-Эмилии в Италии. В этом исследовании принял участие 161 пациент с ультразвуковыми признаками стеатоза печени. У большинства имелись камни в желчном пузыре. Эти данные подтвердило крупное азиатское исследование с участием 11 200 добровольцев.
Другую корреляцию обнаружила Анна Людовика Фраканзани из Миланского университета. Её исследование показало, что при наличии желчных камней у людей с НАЖБП чаще развивается стеатогепатит – тяжелая запущенная форма жировой болезни печени, осложнённая воспалительным процессом (77% случаев против 56% в контрольной группе без ЖКБ).
Кроме того, наличие желчнокаменной болезни сочеталось с более выраженным фиброзом печени (последней стадией НАЖБП перед трансформацией в цирроз) и некровоспалительной активностью (отмиранием клеток печени).
НАЖБП повышает риск полипов и рака
Профессор Буеверов отмечает, что НАЖБП повышает риск развития не только ЖКБ, но и других патологий билиарного тракта – полипов желчного пузыря и рака желчевыводящих путей. Исследование специалистов Сеульского национального университета показало, что умеренный и выраженный стеатоз связан с наличием крупных полипов – больше 5 мм в диаметре. О том, что делать с такими образованиями, мы говорили в этой статье.
В свою очередь, масштабное южнокорейское общенациональное исследование с участием более 8 млн человека установило связь между жировой болезнью печени и высоким риском холангиокарциномы – рака желчевыводящих путей. По данным авторов научной работы, вероятность онкологии возрастает с прогрессированием стеатоза: чем тяжелее «ожирение» печени, тем ближе пациент к раку желчевыводящих путей.
Холецистэктомия ускоряет прогрессирование жировой болезни печени
Большинство упомянутых профессором Буеверовым исследований включает пациентов, перенесших холецистэктомию. Это и логично, потому что желчный пузырь, как правило, удаляют именно из-за камней. Но научные работы последних лет говорят о самостоятельной роли холецистэктомии в развитии жировой болезни печени.
К примеру, исследование NHANES (Национальное обследование здоровья и питания США) с участием 12 232 пациентов показало, что НАЖБП чаще встречается среди людей после операции по удалению желчного пузыря. Кроме того, у больных после холецистэктомии:
- в 1,8 раза чащетповышена активность АЛТ, в 1,7 раза – гамма-глутамилтранспептидазы (это показатели функции печени)
- в 2 раза повышена вероятность госпитализации или смерти из-за цирроза печени
Нарастание частоты НАЖБП после удаления желчного пузыря показали ещё две научные работы – под руководством доктора Мин-Сун Квак из Сеульского национального университета и доктора Сангчул Юн из Университета Сунчунхян.
Важно, что холецистэктомия также сопряжена с повышенным риском карциноида тонкой кишки (злокачественной опухоли).
Что делать
Итак, многочисленные исследования показывают, что:
- Желчнокаменная болезнь не только служит независимым фактором риска метаболической НАЖБП, но и ускоряет её прогрессирование
- В то же время у пациентов с НАЖБП чаще появляются камни в желчном пузыре
- У пациентов с НАЖБП повышен риск полипов желчного пузыря и опухолей желчевыводящих путей
Медики продолжают изучать механизмы этих взаимосвязей, но на данный момент уже установлено, что всё «замешано» на инсулинорезистености (устойчивости к инсулину).
– Рассматривая перспективы общих терапевтических подходов к лечению обоих заболеваний, необходимо упомянуть об инсулиносенситайзерах нового поколения, а также агонистах FXR, которые уже появились на фармацевтическом рынке. При этом в качестве средства профилактики и лечения билиарной патологии сохраняет свое значение УДХК, не только характеризующаяся высоким профилем безопасности, но и уменьшающая побочное действие агонистов FXR, – пишет профессор Буеверов.
– УДХК обладает доказанной эффективностью в отношении не только растворения холестериновых желчных конкрементов, но и профилактики их образования, что указывает на целесообразность раннего ее назначения у пациентов, относящихся к группам риска (наличие ЖКБ у пациентов с НАЖБП не является противопоказанием к назначению УДХК, а служит маркером назначения этого препарата).
Алексей Буеверов также предостерегает от проведения холецистэктомии в целях профилактики желчнокаменной болезни, без чётких показаний к операции. По мнению врача, это не только нецелесообразно, но даже опасно. После удаления желчного пузыря бактерицидные свойства желчи всегда снижаются. Это «ведёт к развитию синдрома избыточного бактериального роста и последующей бактериальной и эндотоксиновой транслокации». Кроме того, возрастает риск поздних осложнений НАЖБП и прогрессирования сердечно-сосудистой патологии.
Авторизуйтесь, чтобы проголосовать: