Желчнокаменная болезнь (ЖКБ) уже совсем не та, что была 20-30 лет назад. Раньше патология встречалась в основном у женщин в возрасте 50-60 лет, и сопровождалась определённым набором симптомов. Сейчас заболевание всё чаще обнаруживают у людей средних лет и молодёжи. Другая плохая новость – оно стало протекать бессимптомно. Почему – рассказывает кандидат медицинских наук гастроэнтеролог-гепатолог Сергей Вялов.
Сергей Сергеевич, в вашем новом исследовании говорится, что желчнокаменная болезнь – это довольно распространенное заболевание. При этом отсутствие симптомов позволяет ему преобразоваться в более тяжёлые формы. Откуда вообще берётся эта болезнь?
Раньше это было типичное заболевание людей пожилого возраста: по классическим медицинским учебникам мы говорили, что оно встречается в возрасте 50-60 лет, чаще болеют женщины, потому что у них в 45-50 происходит гормональная перестройка. Эстрогены перестают выдерживать баланс, их количество снижается за счёт уменьшения выработки в яичниках и вот появляются нарушения обмена холестерина. И как следствие – сердечно-сосудистые заболевания и камни в желчном пузыре.
Раньше ЖКБ проявлялась через определённые симптомы, а сейчас всё чаще встречаются бессимптомные формы. Кто-то их некорректно называет камненосительством, пытаясь отразить тем самым смысл бессимптомности. То есть человек носит в себе камни и не знает о том, что они есть.
Можно как-то объяснить, почему раньше были симптомы, а сейчас их нет?
Пока никак. Непонятно, с чем это связано. Скорее всего, потому что не так часто возникает воспаление в желчном пузыре при наличии камней. Симптомы появляются, когда пузырь воспаляется, становится красный, отёчный, болезненный, начинает плохо выполнять свою функцию.
Но что-то должно спровоцировать воспаление…
Элементарно из-за стажа камней. В некоторых тяжёлых случаях под камнями даже образуются пролежни, это провоцирует опасные осложнения, разрыв желчного пузыря. Все эти камни вываливаются в живот и возникает перитонит. Сейчас, к счастью, таких ситуаций меньше. Может, потому что УЗИ люди стали чаще делать, и мы просто выявляем камни на раннем этапе. Тем не менее, болезнь молодеет. Если раньше это было 50-60 лет, то сейчас 30-40 и даже 20, и даже приходят дети с камнями в желчном пузыре. Недавно у меня был мальчик 10 лет, у него два камня по 1,5 см.
Напрашивается вопрос: откуда камни берутся у детей и молодых людей?
Очевидно, что это нарушение обмена холестерина, которое приводит к его отложению в желчном пузыре. И на это влияет структура питания. А в структуре питания стали преобладать растительные, искусственные и модифицированные жиры. Многие добавки в продуктах являются канцерогенными, многие нарушают сокращение гладких мышц (желчного пузыря, кишечника). Плюс – стресса становится больше, а стресс однозначно влияет на сокращение желчного пузыря. Если он перестаёт нормально сокращаться, то желчь сложно эвакуируется, начинает застаиваться, концентрироваться, образуется песок, сгустки и камни.
Если раньше это было заболевание женщин за 50, то кто в группе риска сейчас?
Все. И женщины, и мужчины, и дети. Люди абсолютно всех возрастов. Конечно, среди пациентов с ожирением значительно больше случаев ЖКБ, потому что нарушение веса всегда связано с нарушением обмена холестерина. Но в то же время есть люди нормального телосложения, у которых развилась желчнокаменная болезнь.
Есть отдельная группа риска, это особенный случай – женщины, которые делают экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Потому что там используются высокие дозировки гормонов – для того, чтобы беременность произошла. И это влияет на обмен холестерина.
И всё-таки какие могут быть симптомы, на что обращать внимание?
Могут быть неприятные ощущения где-то в животе справа, которые обычно возникают через некоторое время после приёма пищи. Функция желчного пузыря – это переваривание жиров, в первую очередь. Поэтому жирное, жареное, копченое и острое – на эти продукты орган реагирует в первую очередь.
И, наверняка, многие думают, что если болит справа, то это печень?
Однозначно. Именно так все и думают. Выручает только то, что УЗИ показывает и печень, и желчный пузырь. Поэтому камни мы не пропускаем.
Камни делятся на растворимые и нерастворимые, верно?
80% - это холестериновые, 20% - редкие (билирубиновые, например). Они отличаются по способу лечения, потому что холестериновые мы можем убрать медикаментозно, то есть растворить лекарствами. А от остальных мы можем избавиться только хирургическим методом.
А холестериновые тоже хирургически можно удалить? Или их только медикаментозно лечат?
Это зависит от того, насколько ситуация запущенная. Если камень больше 2 см, то очень маловероятно, что мы можем с ним что-то сделать лекарствами. Другая ситуация: если он продолжает расти во время лечения. Чаще всего скорость роста превышает скорость растворения, и терапия теряет свой смысл.
Как после операции живут люди? Качество их жизни меняется в худшую или лучшую сторону?
У нас есть два варианта операции – лапароскопическая, (когда делают несколько маленьких дырочек в желчном), и полосная. Очень много стереотипов и предрассудков насчёт того, чтобы удалить камни из желчного. Раньше такие методики использовали, китайцы ещё где-то практикуют, но в целом мировая практика от этого отказалась. Потому что в здоровом желчном пузыре камни не образуются, и если мы начинаем из него доставать камни, нарушая целостность, то повышается частота осложнений. Воспалений, разрывов… поэтому «цена вопроса» – это меньшее количество осложнений и меньшие риски.
И всё-таки… существует стереотип, что после удаления желчного пузыря люди постоянно испытывают дискомфорт в ЖКТ. Это миф или правда?
В США проводится около 750 тысяч операций в год, в России – почти 500 тысяч операций в год. Это невероятно много. Поэтому мы имеем чёткое понимание, как дальше ситуация развивается. У части пациентов действительно развивается так называемый постхолецистэктомический синдром: состояние, связанное с нарушением ритма выделения желчи после операции. Это меньше 10% больных. Он проявляется не через изжогу, вздутие, а через диарею. Остальные 90% чувствуют себя нормально.
Когда у человека после удаления желчного пузыря возникают боли в животе, изжога, то это никак не связано с хирургическим вмешательством. Это какие-то сопутствующие факторы, которые совпали по времени с операцией.
Вы сказали, что 80% случаев – это растворимые камни. Чем же их растворяют, какими лекарствами?
Приведу в пример историю одного пациента. У молодого человека нашли камень в желчном пузыре. Он полгода пил препарат урсодезоксихолевой кислоты Урсофальк, но изменений в лучшую сторону не было. От операции пациент наотрез отказался, и тогда мы порекомендовали ему поменять препарат и начать принимать Урсосан. Сложно как-то рационально это объяснить, потому что формально препараты идентичны, но через месяц УЗИ показало уменьшение камня. Пациент продолжил принимать Урсосан – и камень растворился. У нас этот случай вызвал интерес – почему такое происходит? И мы провели исследование.
Вы исследовали три самых популярных препарата для лечения ЖКБ…
Да, из клинической базы Global Medical System мы выбрали пациентов с растворимыми камнями и билиарным сладжем (это предварительная стадия, ещё не камень, но уже сгусток). Оказалось, что наиболее часто применяемые препараты – это Урсосан, Урсофальк и Урдокса. Несмотря на то, что действующее вещество одно и тоже, эффект лекарства дают разный. С чем это связано – сложно объяснить.
Возможно, с тем, что используется УДХК разного производства (чешская, китайская, индийская и проч.). Возможно, с качеством самого производства, дополнительными действующими веществами. Может, с добросовестностью производителя… сложно судить, у нас есть сухая статистика. Чешское производство (Урсосан) – это лучший вариант, немецкое производство (Урсофальк) – хуже, российское (Урдокса) – совсем отстаёт.
Мы сейчас проводим ещё более достоверное исследование. Это не анализ уже имеющихся данных; мы выбрали пациентов с подходящей клинической картиной и назначили им разную терапию. Скоро результаты будут готовы, и станет окончательно понятно, какой из препаратов урсодезоксихолевой кислоты эффективнее.
Авторизуйтесь, чтобы проголосовать: