Для читателей
Для врачей

Лекарственный гепатит: какие препараты могут привести к повреждению печени

Автор статьи: Лера Мельникова
Лекарственный гепатит: какие препараты могут привести к повреждению печени
Наиболее высокий риск лекарственного гепатита у людей с несколькими хроническими заболеваниями. Фото: Unsplash/Laurynas Mereckas
Жаропонижающее может привести к гепатиту? А болеутоляющее? В нашей статье рассказываем, откуда берётся лекарственный гепатит и как его вылечить.

Автор статьи:

Лопатина Мария Владимировна

  • Врач-гастроэнтеролог, гепатолог 
  • Член Европейской ассоциации по изучению печени (EASL)
  • Российского общества по изучению печени (РОПИП)
  • Российской гастроэнтерологической ассоциации (РГА)

Лекарственный гепатит – это воспалительное заболевание печени, которое возникает в результате приёма гепатотоксичных лекарственных препаратов. Получается некое масло масляное. Болезнь от лекарств, которую снова нужно лечить лекарствами.

Одна из основных функций печени – обезвреживание и нейтрализация опасных веществ, попавших в кровь. В процессе утилизации токсинов образуются метаболиты – промежуточные продукты химической реакции. Метаболиты многих медикаментов гораздо опаснее, чем сами медикаменты. Поэтому длительный прием таких лекарств или их высокая дозировка могут привести к массовому повреждению гепатоцитов (клеток печени).


Какие факторы влияют на возникновение лекарственного гепатита

В зоне риска, прежде всего, находятся пациенты с хроническим заболеванием, требующим постоянного приёма двух-трёх медикаментов. Ещё сложнее больным с несколькими патологиями. Бывает, что человеку необходимо одновременно пить 5-6 лекарств. В этом случае вероятность токсического повреждения печени близится к 80%.

Другой фактор развития лекарственного гепатита – бесконтрольный приём медикаментов. Этим грешит практически каждый первый россиянин. Признайтесь, вы же сами себе назначали жаропонижающее при простуде? Передозировка парацетамола – не редкость, и она может легко вызвать повреждение печени.

Лекарственный гепатит также возникает на фоне:

  • повышенной чувствительности к какому-либо лекарству;
  • приема алкоголя;
  • дефицита белка в пищевом рационе;
  • наличия другого гепатита (вирусного, алкогольного, аутоиммунного);
  • беременности;
  • стресса.

Точных сроков возникновения лекарственного гепатита медики не выделяют. Заболевание может развиться в течение нескольких суток и так же стремительно прогрессировать до цирроза и печёночной недостаточности, а может появиться лишь через несколько лет приёма лекарства.


Какие препараты могут привести к лекарственному гепатиту

По подсчётам врачей, на сегодняшний день около 1000 препаратов могут привести к развитию лекарственного гепатита. К особо опасным медикаментам относят:

  • Средства от боли и жаропонижающие с парацетамолом;
  • Нестероидные противовоспалительные средства (НПВП, НПВС);
  • Анаболические стероиды;
  • Некоторые антибиотики (тетрациклины, пенициллины, макролиды);
  • Противозачаточные таблетки;
  • Статины;
  • Сульфопрепараты (разновидность антибиотиков);
  • Противоэпилептические, противотуберкулёзные, противогрибковые препараты;
  • Диуретики;
  • Препараты для лечения аритмии, сахарного диабета;
  • Растительные лекарственные средства (травяные добавки, БАДы).

Это далеко не весь список препаратов, способных вызвать лекарственный гепатит. Важно понимать, что повреждение печени может возникнуть в результате приёма практически любого медикамента. Особенно при параллельном употреблении сразу нескольких лекарственных средств.


Основные симптомы лекарственного гепатита

Симптомы лекарственного гепатита похожи на проявления других гепатитов. Чаще всего заболевание вызыват:

  • боль в животе;
  • повышенную усталость и слабость;
  • лихорадку;
  • тошноту, рвоту;
  • отсутствие аппетита;
  • потемнение мочи;
  • бледный стул;
  • пожелтение кожи и глаз (желтуха).

БОльшую часть признаков лекарственного гепатита можно связать с банальным переутомлением, отравлением или простудой. Поэтому важно при сохранении симптомов в течение нескольких дней обратиться к врачу-гастроэнтерологу.


Что делать при лекарственном гепатите

Первое, что нужно сделать при лекарственном гепатите, – прекратить приём препарата, вызвавшего заболевание. Если у вас хроническая патология, это должно происходить строго под контролем врача. Возможно, потребуется альтернативная схема лечения – к примеру, без статинов или диуретиков.

Вообще это весьма непростая задача для любого доктора: подобрать настолько грамотную терапию, чтобы пациент не нажил новую болезнь. Это всё равно что ходить по лезвию ножа или танцевать меж двух огней. Ведь у лекарств всегда есть побочные эффекты. Чем дольше мы их принимаем – тем больше вероятность ещё одной «болячки».

Правда, есть препараты-спасатели, которые «прикрывают» собой уязвимые места. Для печени это гепатопротекторы (доказанная эффективность у урсодезоксихолевой кислоты, УДХК). Они защищают клетки печени от повышенной токсической нагрузки и восстанавливают их. Поэтому УДХК назначают при длительном приёме гепатотоксических препаратов.

И третья составляющая восстановительной терапии – диета. При заболеваниях печени показан классический Стол №5 по Певзнеру: частое питание маленькими порциями, снижение количества жиров, щадящие способы приготовления.

В большинстве случаев при соблюдении вышеперечисленных рекомендаций прогноз на лечение лекарственного гепатита благоприятный. Печень удаётся полностью восстановить. Но бывают и тяжёлые случаи, когда доходит до цирроза, печёночной недостаточности и даже печёночной комы. В этом случае необходима срочная трансплантация печени.


на сайте
или скачать приложение
Apple Store Google Play
Рецепты в соцсетях
Задайте вопрос специалисту
На ваши вопросы отвечает КМН, гастроэнтеролог-гепатолог, врач Вялов Сергей Сергеевич
Посмотреть все вопросы »
Комментарии для сайта Cackle

Книга Рейзис А.Р.
“В этой книге живут мои пациенты, моя любовь к ним и сострадание”
А.Рейзис

Официальные партнёры портала

Гастроэнтеролог, гепатолог, к.м.н. Вялов Сергей Сергеевич vyalov.com

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.