Заболевания печени могут долгое время развиваться скрыто, без четких проявлений, поэтому диагностируют их, как правило, поздно. Но однажды человек сталкивается с заметными изменениями в самочувствии и внешнем виде: появляются неприятные симптомы, меняется цвет кожи и слизистых оболочек, нарушается сон. В этой статье мы собрали три реальные истории пациентов с заболеваниями печени, которые опубликовал британский благотворительный фонд British liver trust.
«Моей маме могли поставить диагноз раньше, если бы было больше информации о НАЖБП»
Историю рассказывает Саманта, мама которой скончалась от НАЖБП
Моей маме поставили диагноз неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) 19 апреля 2018 года, и, к сожалению, она скончалась всего через четыре дня — 23 апреля 2018 года. Ей было 57 лет.
В молодости мама была очень активной: бегала по пересеченной местности, участвовала в благотворительном марафоне, придерживалась здорового питания. Но позже у неё развились остеоартрит и спондилит: заболевания ограничили её подвижность, и это привело к увеличению веса и последующей операции по замене коленного сустава.
Мама знала, что у нее проблемы с печенью, поскольку с 2004 года сделала несколько анализов и все они показали аномальные результаты. Но несмотря на это, врачи не направили её на дальнейшее обследование, так как не считали, что она подвержена риску. Моя мама не употребляла алкоголь и избегала приема обезболивающих, но у нее был избыточный вес, который, как мы теперь знаем, является фактором риска развития неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП).
Ее лечащий врач не знал об этом факторе риска и поэтому не предоставил ей никакой информации. Если бы она знала, что ожирение подвергает ее риску заболевания печени и если бы ей помогли похудеть, повреждение печени можно было бы обратить вспять.
В январе 2017 года — чуть больше чем за год до смерти — мы начали замечать изменения в ее поведении. Ей не хотелось есть, она казалась очень подавленной и беспокойной, часто говорила, что у нее появилось чувство страха.
Мы тогда подумали, что это связано с операцией по замене коленного сустава, которую она должна была сделать в январе 2018 года. После операции у мамы начали путаться мысли и появились мышечные спазмы — распространенные симптомы заболевания печени. Но мы думали, что это побочные эффекты хирургического вмешательства. Вскоре у нее развилась инфекция, которая потребовала лечения антибиотиками. Оглядываясь назад, можно сказать, что это лекарство не следовало назначать.
После недели приёма антибиотиков я навестила её и была потрясена картиной. Я видела желтуху раньше и поняла, что что-то определенно не так. Мы назначили срочную встречу с терапевтом, который согласился, что ей нужно лечь в больницу. Он думал, что это закупорка желчных протоков камнями. В течение следующих четырех недель она прошла ряд сканирований и анализов, но ее состояние быстро ухудшалось. К тому времени, когда поставили диагноз НАЖБП, было уже слишком поздно. У неё развилась энцефалопатия, а через несколько дней случился инсульт. Моя мама скончалась в окружении родных в больнице.
Заболевание печени часто диагностируют поздно, потому что симптомы либо нечеткие, либо отсутствуют на ранних стадиях. Но кроме того, медикам и обычным людям мало известно о НАЖБП. Пациенты с избыточной массой тела и высокими значениями ферментов печени должны знать о своих рисках и проходить тщательное обследование. Я думаю, если бы моей маме поставили диагноз раньше, она могла бы быть сегодня здесь.
«Я никогда не ела ни фруктов, ни овощей»
История Венди, у которой в 2020 году диагностировали неалкогольную жировую болезнь печени и цирроз
Когда я была моложе, я ела фрукты и овощи только на Рождество. До выхода на пенсию я всегда была очень занята – работой или хобби, поэтому питалась в основном едой из микроволновки. У меня был лишний вес, но меня не предупреждали о рисках болезней печени.
На Рождество 2019 года (мне было 68 лет) я прошла плановый осмотр, врач сказал, что у меня ожирение печени. Мне не давали никаких советов по диете и физическим упражнениям. В целом я чувствовала себя хорошо, поэтому жила как обычно.
Несколько месяцев спустя я позвонила своему врачу, чтобы попросить обезболивающие для другой проблемы. Доктор сказала, что не может их выписать, потому что у меня фиброз печени. Тогда я решила посоветоваться с другим врачом, и он сообщил, что моя печень прошла стадию фиброза и теперь у меня цирроз.
Я не понимаю, как это произошло, поскольку у меня никогда не было симптомов заболевания печени.
Врачи сказали, что мне, вероятно, осталось жить около 12 лет и что мне нужно сделать все возможное, чтобы похудеть и перейти на здоровую диету. Поэтому я полностью изменила свой рацион. Я отказалась от шоколада, печенья и сладостей, от красного мяса и соли. Я ем много фруктов и овощей, курицу и жирную рыбу и пью кофе. К апрелю 2021 года я потеряла более 19 килограммов и перешла с 22-го размера на 12-й. У меня никогда в жизни не было 12-го размера!
Сейчас врачи контролируют мое состояние по анализам крови: несмотря на цирроз, результаты в норме, печень еще работает. У меня нет асцита, варикоза, вздутия живота и рака печени. Я надеюсь, что это будет продолжаться еще много лет.
Мой совет другим: ешьте овощи и избегайте жира, сахара и соли! Это может уберечь вас от цирроза печени.
«Это было худшее время в моей жизни»
История Деборы, которой поставили диагноз в 36 лет, всего через несколько недель после замужества
Я чувствовала усталость, и мой муж заметил, что белки моих глаз стали желтыми, почти светящимися, как у кошки, поэтому он позвонил в службу поддержки Национальной службы здравоохранения Англии, и через два часа я была в палате. Оказалось, печень стала такой жирной и воспаленной, что перестала нормально функционировать.
Врач сказал, что если я не изменю свой образ жизни, через шесть месяцев я либо умру, либо буду стоять в очереди на пересадку печени. У меня диагностировали неалкогольное заболевание печени. Это было худшее время в моей жизни. Мне пришлось пройти множество болезненных анализов, сканирований, мне посоветовали соблюдать диету без соли, алкоголя и — по моим ощущениям — принимать сотни лекарств.
Я сделала, как мне сказали: изменила свой план питания и присоединилась к беговому клубу моего мужа. Спустя 6 месяцев на осмотре мне сказали, что печень вернулась к своему нормальному размеру, цирроза нет и мне не нужна пересадка печени.
В целом вся эта ситуация повлияла на меня психологически, и беговая группа, в которую мы с мужем ходим, вывела нас из тьмы и снова вернула наш дух к жизни. Я настроена более решительно, чем когда-либо.
Авторизуйтесь, чтобы проголосовать: